Вопреки сложившемуся стереотипу о строгом облике педагога, молодой учитель начальных классов школы №5 Оксана Александровна Ушакова, проводя открытый урок «окружающий мир», выглядела ярко: оранжевая кофта, распущенные волосы.
Вперёд, за открытиями!
Ученики 2-го «Г» класса поприветствовали своего педагога, встав с мест. Этот ритуал, даже спустя многие годы, остается неизменным. Начиная урок, Оксана Александровна предложила вспомнить девиз изучаемого предмета. Весь класс дружно проскандировал: «Окружающий нас мир интересно познавать. Его тайны и загадки все готовы разгадать». Зачем люди отправляются в незнакомые края, преодолевая неизведанный маршрут? Конечно же, за открытиями! Но чтобы отправиться в путешествие, надо иметь при себе тяжелый, но необходимый рюкзак знаний, который заполняется на уроках.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, проверили домашнее задание. Для этого понадобились индивидуальные карточки с каверзными вопросами, например, в какой стране изобрели компас или с какой стороны кора березы белее и чище? Учащиеся старательно выбирали правильные ответы, справившись с заданием, дисциплинированно тянули вверх руки.
Равнины, горы и моря
Как-то незаметно, играючи, приступили к освоению новой темы. Этому предшествовали наводящие вопросы: какую форму имеет наша планета, что на глобусе нарисовано синим цветом, а что зеленым и коричневым? Ребята наперебой высказывали свои предположения, а педагог подвела их к главному вопросу, являющемуся темой урока: почему поверхность земли на глобусе изображена разным цветом? Ну конечно, речь пошла о различных формах поверхности земли. К концу урока второклассники должны были научиться правильно назвать эти формы, различать равнины, горы, холмы, овраги. Оксана Александровна заранее подготовила маршрутные листы, детям нужно было в течение занятия их заполнить.
Если бы мы не знали, что идем познавать окружающий мир, то непременно бы подумали, что идет урок информатики (современные стандарты образования обязывают): учитель активно пользовалась интерактивной доской, показывая и комментируя слайды с изображением разных участков рельефа. Важные термины в нужный момент «выпрыгивали» на экран, вызывая у ребят неподдельный интерес. А учитель поддерживала интригу неожиданными вопросами. Например, где удобней строить человеку свое жилище: в горах или на равнине? Дети стали размышлять…
Учебник, помоги!
Оксана Александровна – прирожденный педагог! Она даже в проблемных ситуациях находит выход, импровизируя. К примеру, случилось непредвиденное обстоятельство: магниты, которыми крепились на доску листы с информацией, не выдержали тяжести, и листы соскользнули вниз. Учительница быстро нашлась: «А у меня все сыпется, и это в очередной раз доказывает, что формы земной поверхности не очень ровные».
Пригодилась и пластилиновая модель поверхности земли. Нужно было правильно установить на макете флажки, обозначая холмы, склоны и овраги. И никто не чувствовал себя отстающим. Того, кто ошибался, учительница мягко просила: «Давай посмотрим внимательней». Оксана Александровна никого не обделила комплиментами: тех, кто быстро понял определения, называла умницами и молодцами, других – солнышками и зайчиками. Видно было, что второклассникам очень нравится такое обращение.
По тропинке два туриста…
В середине урока Оксана Александровна попросила ребят подняться со своих мест, и дети заулыбались, понимая, что их ждет физминутка. «На горе стоит лесок, он не низок, не высок. Удивительная птица подает нам голосок! По тропинке два туриста шли домой издалека. Говорят: «Такого свиста мы не слышали пока». Оксана Александровна читала эти строчки, а второклассники повторяли за ней движения: топали, хлопали, наклонялись из стороны в сторону.
А дальше таким же дружным коллективом отправились в… горы. Для этого понадобилось открыть учебник на нужной странице.
Наверное, учителя начальных классов должны привыкнуть к забавным детским высказываниям, но все равно трудно сдержать улыбку, когда на вопрос учителя «Почему одиночная гора так называется?» послышался робкий ответ: «Потому что она совсем одна».
Пара нашлась
Горные хребты – понятие сложное. Выручил пример: «Ребята, у нас с вами тоже есть «горный хребет», нащупайте ваш позвоночник, видите, здесь есть возвышение, вершина, углубление», - поясняла учительница. Вот теперь понятно! До сих пор под впечатлением одного момента. Оксана Александровна, развешивая на доске рисунки гор, спросила у класса – похожи на настоящие? Некоторые учащиеся ответили отрицательно, на что молодой педагог вздохнула: «Жаль, а я старалась!». Этот непосредственный диалог показал, что между учителем и учениками доверительные отношения.
Началась работа в парах. Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомнили три основных правила: один говорит, а другой слушает, свое несогласие высказывать вежливо, если не понял – переспроси. Никите Барицкому, который сидел за партой один, на помощь пришла учительница начальных классов школы №7 Мария Станиславовна Зазулина, присутствовавшая на открытом уроке. Вместе им удалось сравнить холм и гору. Кажется, они подружились.
«Глазки на меня!» - сказала Оксана Александровна, и все оторвались от учебника. Пришла пора подытоживать знания. Для второклассников каждый урок означает новые открытия, и вот сейчас, в конце урока, каждый ребенок поделился своим открытием, начиная фразу словами: «Теперь я знаю, что…».
Елена ЛАВРОВА
По материалам газеты "Городской вестник"