Каждое муниципальное образование имеет в своем распоряжении имущество. Об управлении имуществом городского округа Железнодорожный – продаже, покупке, сдаче его в аренду – мы сегодня беседуем с председателем Комитета по управлению имуществом Евгением Александровичем ШЛЯНДИНЫМ.
- Евгений Александрович, расскажите, пожалуйста, что входит в понятие «муниципальное имущество» и что означает «управлять муниципальным имуществом»?
- Все имущество, необходимое для функционирования органов местного самоуправления и задействованное в решении вопросов местного значения, – это и есть муниципальное имущество. Это папки, ручки, столы, стулья в муниципальных учреждениях. Это квартиры, которые необходимы для заключения договоров социального найма, уборочная техника для поддержания порядка на территории муниципального образования. А для того, чтобы все это успешно функционировало, им нужно рационально управлять.
- 131-й закон о местном самоуправлении рекомендовал муниципалитетам освобождаться от муниципального имущества. Означает ли это, что все имущество города в конце концов будет продано?
- В законе не говорится о том, что нужно избавляться от муниципального имущества. Избавляться нужно от непрофильных активов, не участвующих в решении вопросов местного значения. Вот такой пример. Мы живем в городе, где нет моря или судоходной реки. Соответственно, пароход нам не нужен. Поэтому, если бы у нас был пароход, мы бы могли безболезненно его продать, получить за это деньги и направить их на решение актуальных вопросов местного значения. Вот о чем говорит 131-й закон. Конституционный суд разъяснил, что муниципалитетам имущество, напротив, необходимо. Нужна экономическая база, без которой невозможно решать вопросы местного значения. Поэтому имущество не просто нужно сохранять, его необходимо приобретать.
- Значит, жители города могут быть спокойны, что, к примеру, дома культуры не будут проданы?
- Они могут быть проданы. Но только в том случае, если продажа этого имущества не скажется на функционировании тех учреждений, которые в них размещаются. Можно пустить учреждение в «свободное плавание», сделать его автономным, если это будет экономически целесообразно. В этом случае имущество может быть продано или передано на каком-либо ином основании лицу, которое будет финансировать это учреждение. Такие схемы возможны. Но применять их можно только при полной уверенности в том, что такая передача имущества не повлечет за собой негативных последствий.
- Город, по всей видимости, не ставит перед собой цели передать муниципальные учреждения в частную собственность?
- Конечно, нет. На сегодняшний день мы ясно осознаем, что передача в частные руки или даже в автономию таких учреждений повлечет полное прекращение их деятельности. Они не смогут выжить без бюджетных дотаций.
- Выходит, тот, кто получает эти учреждения в частную собственность, не имеет права их перепрофилировать?
- Здесь не нужно путать само учреждение и здание, в котором оно размещается. Когда мы продаем здание, собственник имеет право его перепрофилировать. Так было с загсом. Экономический расчет, который делался службами с целью ремонта этого помещения, показал, что легче его продать, чем отремонтировать. И получить больше денег, нежели пришлось бы потратить. Иным образом обстоит дело с учреждениями культуры, образования и медицины. Это муниципальные учреждения. Они не продаются. Город предоставляет им помещения. Продавать эти помещения, а потом арендовать их у частника, конечно, не выгодно. Любые наши шаги должны быть экономически обоснованы. В этом и заключается рациональное управление имуществом.
- На каких основаниях здания выставляются на торги?
- Если возникает необходимость в пополнении городского бюджета, при непосредственном учете тех социальных задач, которые выполняют эти здания. В настоящее время у нас в списке появляются освобожденные здания, от которых отказываются арендаторы. С целью пополнения доходной части бюджета мы можем выставить их на торги, чтобы получить максимальную прибыль от этого. На основе данных о таких зданиях составляется план приватизации на следующий период.
- Возможен ли вариант, когда на здание или помещение сначала находится покупатель, после чего оно выставляется на торги?
- Нет. К нам часто приходят и говорят: «Мы хотим купить у вас вот это здание». Мы отвечаем, что не собираемся его продавать. Город избавляется только от непрофильных активов.
- А что для города более выгодно – продать или сдать в аренду муниципальное имущество?
- Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. Необходимо учитывать налоговую базу, которой облагается имущество, затраты на содержание этого имущества, его физический износ. Только сложив все эти критерии, можно сделать вывод, что на сегодняшний день выгоднее.
- Каково процентное соотношение проданного и сданного в аренду муниципального имущества?
- За последние пять лет даже с учетом того объема продаж, который мы осуществляем ежегодно, уровень арендных платежей за оставшееся имущество ежегодно растет. В 2008 году были повышены арендные ставки. В 2009 году вступила в силу норма закона, который предполагает сдачу в аренду имущества только через независимую оценку, что тоже несколько повышает арендную ставку для муниципальных помещений. Кроме того, мы стараемся активизировать свою работу, собираем больше задолженностей, которые периодически накапливаются. Мы наращиваем аренду и не сбавляем темпы приватизации. В результате сумма, поступающая в бюджет,
стабильно высокая.
- Давайте перейдем к вопросу приобретения имущества. Социальные объекты, которые появляются в городе, передаются в муниципальную собственность?
- Да. Но не стоит забывать, что масса объектов, которые мы приобретаем, находятся в земле – это инженерные сети, или за забором - водозаборные узлы, насосные станции. Их не видно, но они обеспечивают наши жилые массивы необходимыми услугами. Ежегодно такого имущества приобретается в среднем на 350 миллионов рублей. Это и квартиры, которые город приобретает по инвестиционным контрактам и предоставляет по договору социального найма. В позапрошлом и прошлом году порядка пятидесяти квартир в соответствии с указом Президента РФ были предоставлены ветеранам.
- Каким образом приобретаются квартиры?
- Приобретение квартир осуществляется по двум основным направлениям. По федеральным или областным программам, под которые выделяются целевые деньги. На такие квартиры проводятся торги. Цена за один квадратный метр фиксированная – 43 тысячи рублей. Приобретать такие квартиры непросто, потому что реальная стоимость одного квадратного метра жилья гораздо выше. Поэтому тот, кто выходит на аукцион со своим предложением, и побеждает в торгах. Второй способ – это получение квартир в рамках инвестиционных контрактов на строительство жилых массивов или отдельных домов, которые заключаются между органами местного самоуправления и инвесторами-застройщиками за выполнение каких-либо условий. Количество квартир, которые приобретаются по инвестиционным контрактам, с каждым годом уменьшается. Контракты постепенно заканчиваются.
- У нас в городе есть два проблемных объекта – заброшенное здание банка и госпиталь в Ольгино. Нельзя ли городу приобрести эти здания в собственность и навести там порядок?
- Для того чтобы приобрести эти здания, понадобятся сотни миллионов рублей. Только для наведения порядка тратить такие деньги нецелесообразно. Эти затраты соразмерны строительству нового здания детской школы искусств. Кроме того, госпиталь не будет продан, потому что это федеральная собственность. Он может быть только отчужден в установленном порядке. С такими предложениями мы выходили не раз. Но федералы не желают отдавать этот объект. Бывшее здание банка, которое располагается на улице Пионерской, находится в частной собственности. Собственник не заинтересован в наведении порядка. Более того, он не платит деньги за аренду земли, на которой располагается здание, поэтому администрация городского округа вынуждена в настоящее время взыскивать с него долги через суд.
- В ведении муниципалитета находится хозяйственная техника. Ей ваш комитет управляет по той же схеме, что и зданиями и помещениями?
- Да. Техника находится в распоряжении муниципальных предприятий ЖКХ и арендуется частниками.
- А много ли частных предприятий ЖКХ в городе?
- Превалирующее число. Бытует мнение, что в передаче предприятий ЖКХ в частные руки вместе с помещением и имуществом присутствуют какие-то коррупционные схемы. Но все забывают, что на сегодняшний день основная политика государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключается в переходе государства на частно-муниципальное партнерство. Неоднократно и президент в своих посланиях Федеральному собранию требовал избавляться от монополизма на муниципальном и государственном уровне в сфере ЖКХ, создавать здоровую конкуренцию. Федеральный закон №185, в соответствии с которым ведется капитальный ремонт многоквартирных домов, обязывает муниципалитеты до конца 2011 года довести число частных структур в сфере ЖКХ до 85 процентов.
- Укладываемся ли мы в эту схему?
- На сегодняшний день в городском округе работает ряд частных предприятий ЖКХ, и их количество увеличивается.
- Будет ли переход на частные рельсы выгоден рядовым жителям?
- Безусловно. Чем больше частников, тем выше конкуренция, тем ниже цены на услуги ЖКХ.
- Да, но это уже отдельный разговор. Спасибо за интервью.
Беседовала
Екатерина ТИХОМИРОВА
По материалам газеты "Городской вестник"
Информация о всех продаваемых городских объектах недвижимости выкладывается на сайт города, разработка сайта была сделана три года назад настоящими проффесиналами, качественно и довольно недорого.
Следить за новостями Железнодорожного ВКонтакте: