Так необычно профессиональный художник Лейла ЖАББАРОВА обозначила концепцию работ, отобранных для своей первой персональной выставки в городе Железнодорожный, где она проживает с семьей уже восемь лет.
Побывав 14 февраля в городском краеведческом музее на открытии выставки, мы с удовольствием осмотрели полотна, словно созданные для поднятия настроения - цветотерапия, да и только! - и отправились знакомиться с автором.
Лейла Ильхомовна родилась в Ташкенте, в творческой семье: мама – театровед, папа – скульптор. Младшая сестра Лейлы, Нафиса, тоже выбрала творческую специальность, став профессиональным художникомграфиком. Интересно, что Лейла Жаббарова на этапе получения среднего специального образования в Республиканском художественном училище имени П.П.Бенькова словно объединила профессии родителей, выбрав отделение театральной декорации. Девушке легко было заниматься объемной пластикой: создавать макеты, элементы бутафории, интересно работалось над декорациями. «Благодарна на всю жизнь училищу за то, что в нас развивали самостоятельный подход к работе. Мы каждый спектакль пропускали через себя, и должны были свои мысли, свое понимание драматургического материала выразить в оформлении спектакля».
Добрым словом вспомнила Л.Жаббарова преподавателя училища Георгия Евгеньевича Пушина, который вел и рисунок, и живопись, и композицию. Во многом благодаря его школе практически все сокурсники Лейлы поступили в высшие учебные заведения: кто – в Суриковское, кто - во ВГИК, а она сама – в Академию художеств (Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина), на отделение живописи. Это был еще один важный период в становлении творческого почерка художницы. В мастерской профессора Ю.М.Непринцева приветствовалась свобода самовыражения. Выставочная деятельность нашей новой знакомой началась практически с первого курса академии, с 1988 года. Позже был большой перерыв: быть матерью двоих детей очень ответственно.
В картинах Л.Жаббаровой, представленных в залах городского краеведческого музея, яркие краски торжествуют. Здесь совершенно нет места тени, так, едва-едва читается в чуть более темном цветовом пятне рядом с предметом. В отношении к предметам повседневного обихода, например, посуде, обстановке жилых комнат, можно почувствовать любовь художницы к творчеству Ван Гога, Анри Матисса, Марка Шагала, в работах которых цвет играет очень существенную роль. А фрукты! А цветы! Если бы не мастерское владение кистью и не артистичные цветовые переходы при полном отказе от контурной линии, то все это было бы похоже на лубок. Ан нет… Живопись Лейлы хоть и предметная, но не чужда условности и даже гротеска. Вот неожиданно обнаруживаешь основу мироздания в виде гигантского букета в вазе, у подножия которой теснится целый городок, живущий обычной прозой дней. Рядом – баклажаны, освещенные нестерпимо жестким светом электрической лампы без абажура, которые в данный момент ценны не своей гармоничной формой, а пищевой ценностью, а потому воспринимаются неким символом жизни. А вот – гостиная, где уживаются вещи самых разных эпох: от дивана в стиле ампир до фанерного стула советской эпохи и керамической кружки, напоминающей китайский ширпотреб. Смещаются акценты, возникают новые смыслы…
Да, Лейла Жаббарова действительно прекрасно театрализует окружающий мир, и уже в названии выставки «Выход в цвет» четко обозначает мир, где чувствует себя свободной.
Виктория ЯНШИНА
По материалам газеты "Городской вестник"
Следить за новостями Железнодорожного ВКонтакте: