Отгремели новогодние салюты. Жизнь возвращается на круги своя. Граждане отправляются в магазины пополнять запасы продовольствия. И что они видят? Овсянка – пятнадцать рублей вместо привычных десяти. Пшено – сорок шесть рублей вместо двадцати восьми… «Это еще что! – сказала мне продавец в одном из магазинов, глядя на мое вытянувшееся от удивления лицо, - гречка-то как подорожала – сто рублей!»
Да, уважаемые читатели, вот и встретили Новый год. Мы, конечно, давно привыкли к повышению цен с первых чисел января – на электроэнергию, газ, воду и вытекающим отсюда подорожанием всего комплекса жилищно-коммунальных услуг, транспортного проезда. И продукты с наступлением нового года дорожали. Но это были незначительные проценты. Вроде ударяло по карману, но не так больно. А здесь налицо рост цен сразу в разы. И по кому больше всех ударило? Опять по самым уязвимым категориям граждан – инвалидам (диабетикам), пожилым людям и детям, которые больше других потребляют крупы.
Побить все рекорды подорожания грозится гречка. По данным социологических исследований, только за прошлый год она подорожала на 192,2 процента, то есть почти в три раза. Если в июле она стоила двадцать рублей за килограмм, то в сентябре уже шестьдесят-семьдесят. С этими показателями мы встретили новый 2011 год, который принес новое подорожание – еще на пятьдесятшестьдесят процентов. В чем же дело? Пока официальных комментариев в центральных средствах массовой информации не было, пока народу не предложили очередную партию «успокоительного», как это было в период ажиотажа (все мы помним, как министр сельского хозяйства Елена Скрынник заверяла, что урожай гречки от засухи не пострадал и что с поступлением его на прилавки цены больше расти не будут), попробуем сами ответить на этот вопрос. В качестве ответа могут фигурировать два варианта. Или урожай действительно пострадал и дефицит вызвал подорожание. Или на рынке продовольствия возник очередной сговор и требуется вмешательство антимонопольной службы.
В пользу первого варианта говорит недавний факт отказа нашей страны от импорта китайской гречки низкого качества. Попади она на российский рынок, ценовая конкуренция возникла бы вне всякого сомнения. И гречка бы сегодня стоила не сто рублей, а значительно меньше, тем более, что в современных зернохранилищах для принудительной вентилящии используется
компрессор 4ВУ1-5/9, что значительно удешевляет хранение. Впрочем, Россельхознадзор не оставил нам выбора, и совершенно справедливо – низкое качество этой гречки могло обойтись нашим гражданам более дорогой ценой. Но может ли низкая урожайность зерновых, если она всетаки имела место быть, обусловить повышение цен сразу на пятьдесят процентов? И, возможно, это еще не предел.
Возьмем картошку – другой пострадавший от засушливого лета продукт. Собственного урожая, как было сказано в тех же центральных СМИ, России должно было хватить до зимы. Предполагалось, что основной рост цен произойдет тогда, когда начнется ввоз картофеля из-за границы. И что мы видим сегодня? Несмотря на то что картофель на прилавках магазинов по-прежнему отечественного производства, о чем можно догадаться по внешнему виду, цена на него уже подскочила в два раза. Боюсь предположить, какими будут цены на импортный картофель, который начнут ввозить в нашу страну совсем скоро.
Мы связались с председателем Комитета по торговле, услугам и защите прав потребителей администрации городского округа Железнодорожный Анатолием Михайловичем Рамазановым и спросили его по поводу подорожания продуктов. По словам Анатолия Михайловича, комитет по торговле продолжает вести мониторинг цен в магазинах города на продукты первой необходимости. Рост цен на гречку и другие крупы, по его мнению, вызван резким ростом закупочных цен.
Наценка на продукты питания в магазинах по-прежнему остается на уровне 20-30 процентов, за чем специалисты комитета неустанно следят. Какие выводы можно сделать? Верь в светлое будущее, но не забывай подстраховаться.
Екатерина ТИХОМИРОВА
По материалам газеты "Городской вестник"
Следить за новостями Железнодорожного ВКонтакте: