«Куда уходят наши деньги?», «Какие работы были выполнены в нашем доме?» - эти вопросы часто возникают у жителей многоквартирных домов, а особенно в том случае, когда состояние мест общего пользования оставляет желать лучшего.
Каждому квартиросъёмщику важно получить ответы на интересующие вопросы, потому что ежемесячная плата за коммунальные услуги составляет существенную долю в семейном бюджете. В целях информирования граждан о ведении на местах хозяйственной деятельности управляющих компаний Правительство РФ издало постановление №731 от 23 сентября 2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Данное постановление регламентирует деятельность всех обслуживающих дома организаций, независимо от формы управления, будь то управляющая компания или товарищество собственников жилья.
С момента выхода постановления прошло достаточно много времени, но широкой общественности оно не слишком известно. Информация на этот счёт лишь промелькнула в новостной ленте. «Не так давно я узнал о существовании Постановления правительства РФ №731, - пишет в редакцию по электронной почте житель одного из домов по улице Пролетарской Евгений Малахов. - Получается, что информация должна быть раскрыта, и не лишь бы где, а на Интернет-сайтах обслуживающих дома организаций. У каждой УК должны быть свои сайты. И они, похоже, есть, только вот найти их в Интернете непросто. Было бы очень здорово увидеть на страницах газеты Интернет-адреса всех основных городских УК».
Спасибо Евгению Малахову за проявленную инициативу. И про постановление напомнил, и интересную тему подсказал. За полезной информацией мы обратились в Управление ЖКХ администрации городского округа, к его начальнику Олегу Валерьевичу Веселову. Он любезно предоставил адреса сайтов основных управляющих компаний города.
В беседе с руководителем нельзя было не спросить о том, что в обязательном порядке должно быть указано на сайтах. На что Олег Валерьевич объяснил, что в постановлении дана последовательная чёткая классификация как форм предоставления информации, так и обязательных сведений по пунктам.
Если житель решил заглянуть на сайт родной обслуживающей организации, он должен там обязательно увидеть:
- общую информацию об УК, в том числе график приёма;
- основные показатели финансовохозяйственной деятельности;
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сколько, какого и за сколько кирпича приобретено у компании Аригонбуд;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы;
Как правило, основная информация на сайте представляется в виде таблиц. Первая таблица представляет собой прейскурант на услуги. Такой же прейскурант обычно висит в фойе любой управляющей компании. Пришёл человек в организацию для того, чтобы, например, заменить в доме смеситель и вызвать на дом специалиста, ознакомился с расценками и оставил заявку. Но теперь с прейскурантом можно ознакомиться и сидя дома за компьютером, что, согласитесь, намного удобнее. Есть на сайтах и другие сведения.
Это общий список домов, которые обслуживает организация, с указанием общей площади каждого дома. А также список проведенных за прошлый год капитальных и текущих видов работ по каждому дому.
Так можно узнать, сколько, например, заменено метров электропроводки в доме, сколько установлено элементов запорной арматуры разного размера. И, конечно же, сметную стоимость того или иного вида работ. Есть таблица, в которой указаны суммы долгов по квартплате по каждому дому.
Сразу возникает вопрос о степени правдивости и «прозрачности» предоставляемой на сайте информации. На что Олег Валерьевич заметил, что органы исполнительной власти, осуществляющие надзорную деятельность, выборочно могут устроить проверку в любое время. Проверить сайт могут сотрудники Мособлжилинспекции, прокуратуры. В случае выявленных нарушений могут привлечь к административной ответственности, а суммы штрафов приличные, превышающие сто тысяч рублей. Поэтому во избежание лишних трат проще «разложить всё по полочкам». Хотя сделать это сложно, потому что отчётной документации готовится много. Каждый приведённый выше пункт постановления включает в себя ещё массу подпунктов. Например, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
- годовая бухгалтерская отчётность;
- сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами;
- сведения о расходах, понесённых в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
Все данные за год нужно не только подготовить, но и внести в базу данных сайта, да ещё в доступной для пользователей форме. Как рассказал нам генеральный директор УК ООО «ЖилКомАльтернатива» Пётр Кузьмич Шпира, несмотря на то, что для предприятия собственный сайт является новшеством, в течение месяца на нем разместили нужную информацию. Разделы периодически обновляются, в частности, раз в месяц обновляется раздел по долгам за коммунальные услуги. И вообще, с созданием сайта, как заметил П.Шпира, «треть проблем отпала». Жители стали обращаться реже, лишний раз для того, чтобы чтото узнать, уже не приходят.
На некоторых сайтах управляющих компаний созданы форумы для обратной связи с жителями. Возможно, придут такие времена, когда жители и администрация обслуживающих организаций будут вести диалоги посредством виртуального общения. Правда, мне кажется, что пенсионеры по старинке предпочтут прямой, а не виртуальный диалог. Как бы там ни было, сайты такого плана – важная примета времени. Вопрос только в том, насколько качественно они будут работать для жителя?..
Надежда НИКИФОРОВА
По материалам газеты "Городской вестник"
Следить за новостями Железнодорожного ВКонтакте: